вторник, 13 марта 2012 г.

О молитве святым (диалог евангельского и православного христиан) - Нет нужды молиться святым, Нужно молиться Богу!

В мире существует множество верований, в которых наблюдается общая тенденция обожествлять людей, наделяя особыми качествами отдельных людей. Также составляется особый обряд, выполняя который, человек может рассчитывать на получение помощи от того или иного обожествленного существа. Таким образом формируется некий пантеон сверх существ, богов, которые помогают людям в их земной жизни взамен на их служение им.
В Библии Господь призывает людей к поклонению только Ему одному, Единому Богу, Господу Иисусу Христу, который сотворил небо и землю, моря и все, что наполняет их! Бог предостерегает людей, чтобы они не делали изваяний, изображений, чтобы служить им, чтобы не обожествляли людей.
К сожалению, как в свое время иудеи отошли от поклонения Единому Богу, так и многие верующие в настоящее время обожествляют людей, молятся и служат им, что противоречит воле Божьей, изложенной в Его Священном Писании.


Диалог православного и евангельского христиан о молитве святым:

- Евангельский христианин (далее «Е»): Зачем молиться святым, если есть Бог? Сказано ведь «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи» (Мф. 4:10).

- Православный (далее «П»): Давайте определимся с терминологией, кто такие святые и зачем им молиться?
Неужели и вправду, это некоторые боги низшего порядка? Ведь Церковь призывает почитать их и возносить молитвы к ним. Начнем с того, что почитание святых – это древняя христианская традиция, сохраняющаяся с апостольских времен. Мученик, пострадавший за Христа, сразу после своей смерти становился объектом благоговейного почитания верующих. На гробницах первых христианских святых совершали Божественную Литургию, им возносили молитвы. Понятно, что святому воздавалось особое почитание, но вовсе не как отдельному богу. Это были люди, отдавшие свою жизнь за Бога. И, в первую очередь, они сами были бы против превознесения их в ранг божества. Ведь мы, к примеру, чтим память людей, положивших свою жизнь за Отечество на полях сражений. И даже ставим им памятники, чтобы будущие поколения знали бы и чтили этих людей. Так почему же христиане не могут чтить память людей, особо угодивших Богу своей жизнью или мученической смертью, при этом называя их святыми?

- Е: Нельзя не согласиться с тем, что помнить ревностных служителей Божьих хорошо. В Библии говорится: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр.13:7). Я также согласен, что нельзя превозносить этих людей в ранг божеств. Так как у людей есть склонность все обожествлять. Господь говорит: не делать себе никакого изваяния или изображения «кумира, представляющих мужчину или женщину… дабы ты, взглянув… не прельстился и не поклонился им и не служил им» (Втор.4:16-19), - поэтому не стоит делать изображений для поклонений и молитв. Практики молиться святым мы не встречаем в Библии, мы видим, что Иисус и апостолы всегда молились Богу. Руководствуясь тем, что верующий, пребывающий в Иисусе Христе, «должен поступать так, как Он поступал» (1Иоан.2:6), нужно молиться только Богу.

- П: И действительно, человек призван служить Господу Богу своему и только Ему одному. Поклонение чему-либо или кому-либо другому расценивается как нарушение первой заповеди: «Я Господь, Бог твой,   да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх. 20, 2-3).Служение Господу проявляется и в церковной и в повседневной жизни православного христианина. Достаточно обратить внимание на название – бого-служение, а вовсе не   свято-служение. Таким образом, православные вовсе не поклоняются святым, а почитают их. Почитают как старших наставников, как людей достигших духовной высоты, как людей, живущих в Боге и для Бога. Людей, достигших Царства Небесного. А основание для почитания наставников было дано ап. Павлом: «Поминайте наставников ваших…. и взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13,7). А вера святых есть вера Православная и она призывает к почитанию святых с апостольских времен. И один из величайших святых Иоанн Дамаскин говорил об этом почитании: «Достопоклоняемы святые — не по естеству своему, мы поклоняемся им, потому что Бог прославил и соделал страшными для врагов и благодетелями для приходящих к ним с верою. Поклоняемся им мы не как богам и благодетелям по естеству, но как рабам и сослужителям Божиим, имеющим дерзновение к Богу по любви своей к Нему. Поклоняемся им, потому что сам Царь относит к Себе почитание, когда видит, что почитают любимого Им человека не как Царя, но как послушного слугу и благорасположенного к Нему друга».

- Е: Почтение к наставникам и молитва им – разные вещи. Если мы ставим памятники людям, положившим свою жизнь за Отечество, то воодушевившиеся их примером будут ревностно служить Отечеству, а не погибшим людям, тем более они не будут молиться этим людям.
В Евангельской истории мы видим, как погибает Иоанн креститель, но не видим, чтобы Иисус или апостолы молились ему после его смерти: «Ученики же его (Иоанна крестителя), придя, взяли тело его и погребли его; и пошли, возвестили Иисусу. И, услышав, Иисус удалился оттуда на лодке в пустынное место один» (Матф.14:12,13). Подобная ситуация была и с другими Библейскими персонажами, например, со Стефаном. Из чего мы можем сделать вывод, что почтение не предполагает молитвы этому человеку.
Есть ли примеры того, как люди хотели обратиться к умершему человеку за помощью? Да, есть, но это негативный пример, когда Саул обратился к умершему Самуилу, потому что Бог ему не отвечал. Давайте рассмотрим этот пример: «И умер Самуил, и оплакивали его все Израильтяне и погребли его в Раме, в городе его… И увидел Саул стан Филистимский и испугался… И вопросил Саул Господа; но Господь не отвечал ему ни во сне, ни чрез урим, ни чрез пророков… (Саул попросил женщину вызвать Самуила, чтобы поговорить с ним)… И сказал Самуил Саулу: для чего ты тревожишь меня, чтобы я вышел? И отвечал Саул: тяжело мне очень; Филистимляне воюют против меня, а Бог отступил от меня и более не отвечает мне ни чрез пророков, ни во сне; потому я вызвал тебя, чтобы ты научил меня, что мне делать. И сказал Самуил: для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим?» (1Цар.28:3-6,15-16). Из той истории мы можем сделать выводы, что нужно молиться Богу, в начале Саул так и поступил, если Бог не отвечает, то никто не может помочь, именно это и сказал Саулу Самуил. Поэтому не нужно молиться людям, нужно молиться Богу.

- П: Церковь Небесная – торжествующая вкупе с Церковью земной – воинствующей составляет единую Церковь Христову – Его Тело. А все люди, в том числе святые угодники, порознь являются членами Церкви Христовой. Святые являются нашими молитвенниками и покровителями в небесах и поэтому живыми и деятельными членами Церкви воинствующей, земной. Их благодатное присутствие в Церкви, внешне являемое в их иконах и мощах, окружает нас как бы молитвенным облаком славы Божией. Оно не отделяет нас от Христа, но приближает к Нему, соединяет с Ним. Это не посредники между Богом и людьми, которые отстраняли бы Единого Посредника Христа, как думают протестанты, но наши сомолитвенники, друзья и помощники в нашем служении Христу и нашем общении с Ним. Посредник же «…един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех…» (1 Тим. 2, 5-6).

- Е: Согласен, что для Бога все живы, что умершие верующие являются такой же частью церкви, как живые. Пусть у вас есть их портреты и мощи, которые напоминают вам о них, об их участие духовной битве, но как это связано с тем, чтобы молиться им? Если они сомолитвенники, то пусть молятся Господу, и вы молитесь Богу.
Вы сказали, что они помощники в вашем общении с Христом, значит общаться нужно с Христом, а не с ними. Продолжая мысль процитированных вами стихов из первого послания Тимофею, приведу стихи из Библии, из послания к евреям: «Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания [нашего]. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно [нам], искушен во всем, кроме греха. Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр.4:14-16). Из этого фрагмента Священного Писания следует, что необходимо с дерзновением обращаться к Господу Иисусу Христу, который понимает все  наши нужды, а не к сомолитвенникам.

- П: Церковь есть тело Христово, и спасающиеся в Церкви получают силу и жизнь Христову, обожаются, становятся «богами по благодати», сами являются христами во Христе Иисусе. Таким образом, святые суть те, кто подвигом своей действенной веры и деятельной любви осуществили в себе свое богоподобие и тем явили в силе Божий образ, чем и привлекли к себе изобильную благодать Божию. Ведь сам Христос говорит в Евангелии: «кто любит Меня, тот соблюдает слово Мое, и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему, и обитель у него сотворим» (Ин. 14, 23). Апостол лишь подтверждает эти слова: «не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20).

- Е: Святые во Христе становятся богоподобными по благодати, как сказал апостол Павел: «если по благодати, то не по делам; иначе благодать не была бы уже благодатью. А если по делам, то это уже не благодать; иначе дело не есть уже дело» (Рим.11:6). Следовательно, аргумент о том, что они «подвигом своей действенной веры и деятельной любви осуществили в себе свое богоподобие и тем явили в силе Божий образ, чем и привлекли к себе изобильную благодать Божию», является неубедительным, потому что «благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:8,9). Поэтому все, кто во Христе, равны, как сказал Иисус: «один у вас Учитель - Христос, все же вы – братья» (Матф.23:8).
Что касается слов Павла: «не я живу, но живет во мне Христос» (Гал. 2, 20), - да и аминь. Но, если ты – Христос, то тебе не нужно молиться святым, ведь Христос не молился человекам, Он молился только Богу. Он призывает живых людей (апостолов) молиться с Ним Богу. Хорошей иллюстрацией служат события в Гефсиманском саду: «говорит им Иисус: душа Моя скорбит смертельно; побудьте здесь и бодрствуйте со Мною. И, отойдя немного, пал на лице Свое, молился и говорил: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты. И приходит к ученикам и находит их спящими, и говорит Петру: так ли не могли вы один час бодрствовать со Мною? бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть в искушение: дух бодр, плоть же немощна» (Матф.26:38-41). Иисус молился Отцу Небесному, Богу, и призывал апостолов молиться Богу вместе с Ним, Он не призвал молиться людям.

- П: Как я уже показал выше, святые суть наши сомолитвенники и друзья на пути служения Богу. Но разве мы не можем просить ходатайствовать за нас пред престолом Вседержителя? Разве не то же самое происходит в нашей повседневной жизни, когда мы просим наших близких и знакомых замолвить слово за нас перед начальством? А ведь Отец наш Небесный куда выше любого земного начальства. И Ему действительно возможно все, чего нельзя сказать о простых земных людях.

- Е: Бог для нас не  начальник, Он – наш Отец, наш Папа! Иисус, уча учеников молиться, говорил: «молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах!» (Матф.6:9). Он говорил людям: «ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Матф.6:6). Мы видим, что Иисус однозначно призывал молиться только Отцу небесному, который ждет наши молитвы, как отец разговора с любимым сыном! Но ни одного раза Иисус не призывал молиться людям!

- П: При молитве к святым угодникам вовсе нельзя забывать о молитве Господу. Ибо только Он – Податель всех благ. И это очень важный момент, т.к. многие православные христиане в молитве к святым забывают о Том, к Кому, в конце концов, и направлена будет молитвенная просьба, пусть и представительством кого-либо из святых. Не должно христианину забывать о Господе Боге своем. Ведь и святые служили именно Ему.

- Е: Вы сами только что сказали, что молитва святым уводит многих людей от Бога, потому что за множеством святых они забывают про Бога. Господь Иисус Христос предостерегал людей от подобных заблуждений, обличая религиозных вождей того времени: «хорошо ли, [что] вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?... устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете многое сему подобное» (Мар.7:9,13).
Господь может все, как вы и сами говорили, только Он – податель всех благ. Нет нужды молиться таким же людям, как мы, нужно молиться Богу.

- П: Святые могут помогать нам не в силу изобилия своих заслуг, но в силу обретаемой ими духовной свободы в любви, которая достигается их подвигом. Она дает им силу предстательства пред Богом в молитве, а также и в деятельной любви к людям. Бог дает святым, наряду с ангелами Божиими, совершать Свою волю в жизни людей деятельной, хотя обычно и невидимой, помощью. Они суть руки Божии, которыми Бог совершает дела Свои. Поэтому святым и за гранью смерти дано творить дела любви не в качестве подвига для своего спасения, которое уже совершено, но, действительно, для помощи в спасении других собратий. И помощь эта даруется Самим Господом во всех наших житейских нуждах и переживаниях по молитвам святых. Отсюда и святые – покровители тех или иных профессий или ходатаи перед Богом в житейских нуждах. Благочестивая церковная традиция, основываясь на житиях святых, приписывает им действенную помощь своим земным собратьям в различных нуждах. К примеру, Георгий Победоносец, бывший при жизни воином, почитается как покровитель православного воинства. Великомученику Пантелеимону, бывшему при жизни врачом, молятся об избавлении от телесных недугов. Николая Чудотворца очень почитают моряки, ему же молятся девицы об удачном замужестве, основываясь на фактах его жития. Люди, живущие за счет рыбной ловли, молятся об удачном улове апостолам Петру и Андрею, которые до своего высокого призвания были простыми рыбаками. Ну и конечно, нельзя не сказать о высшей всех ангел и архангел Пресвятой Богородице, стоящей во главе сонма святых. Она является покровительницей материнства.

- Е: Вы сравнили святых с ангелами Божиими, но ангелы Божии «суть служебные духи» (Евр.1:14). В Откровении Иоанн неоднократно повествует нам о событиях, когда он «пал к ногам Ангела, показывающего» ему «сие, чтобы поклониться [ему]; но он сказал» ему: «смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись» (Откр.22:8,9). Мы видим, что ангел предостерегает Иоанна, говорит ему, что правильно поклоняться только Богу.
Основываясь на житиях святых, вы приписываете им действенную помощь своим земным собратьям в различных нуждах. Но Господь Иисус в Своей нагорной проповеди, говоря о земных нуждах людей, сказал: «если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Матф.7:9-11). Мы видим, что благие даяния Отец наш Небесный дает тем, кто просит у Него, а не у кого-то другого. Иисус не говорил обращаться в просьбах к великим пророкам и святым. «Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Матф.3:9), Он так же может создать святых из камней, поэтому молиться нужно только Ему одному.
Апостол Павел так же предостерегает христиан от тех, кто рассказывает о служении ангелов: «никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом» (Кол.2:18), - поэтому нельзя говорить, что какие-то ангелы или святые отвечают за определенные нужды.
Молитвы и служение святым очень похожи  на ситуацию, которая неоднократно происходила с израильтянами, когда они сооружали «жертвенники всему воинству небесному на обоих дворах дома Господня» (4Цар.21:3-5) для поклонения и служения этому воинству. Такую же ситуацию мы видим на сегодняшний день в православных храмах, когда у икон святых можно поставить свечи, как бы принеся жертву на маленьком жертвеннике, так же осуществить священнодействие, поклонившись ей и прочитав молитву.
После смерти и воскресения Иисуса Христа, Стефан говорил о такой же проблеме религиозным вождям того времени: «Бог же отвратился и оставил их (израильтян) служить воинству небесному, как написано в книге пророков: дом Израилев! приносили ли вы Мне заколения и жертвы» (Деян.7:42). Но священники не послушали Стефана, в результате чего он принял мученическую смерть от них.
Не нужно повторять ошибки, наделяя людей Божественными качествами. Не нужно отводить людей от Живого Бога к мертвым людям. Не нужно соблазнять слабых в вере людей, которые ищут Бога, подталкивая их к идолопоклонству. Ведь Иисус предупредил: «кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Матф.18:6,7)!
Служите одному только Богу Живому, молитесь вашему Небесному Отцу, «а молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Матф.6:7,8). Помните, что Бог любит вас, знает, в чем вы имеете нужду, и даст блага просящим у Него. Для общения с Богом в молитвах нет необходимости в посредниках, потому что все они «подобные вам человеки», которые призывали обращаться к «Богу Живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них» (Деян.14:15).


Наш разговор подошел к логическому концу. Я очень надеюсь, что аргументы, приведенные мной из Священного Писания, должны оставить след в душе моего собеседника. Чтобы он в завершении сказал фразу, ради которой можно было бы говорить еще очень долго: «Спасибо вам! Теперь я знаю, где искать истину. Только в Священном Писании, в Библии! Еще раз большое спасибо»!
Слава Богу и Господу Иисусу Христу, который любит нас, как отец своих детей, который использовал меня в донесении Его Слов Священного Писания. Слава Ему за то, что открывает свою истину простым людям, которые искренне ищут Его всем сердцем.

0 коммент.:

Отправить комментарий